Топографические пейзажи

В отличие от плоских предметов трехмерные имеют длину, ширину и высоту, т. е. объем. Один из способов изображения пейзажа состоит в изображении объема как более или менее четко выраженного рельефа. Такой тип пейзажа называется топографическим и представляет собой скульптурный вид, определяемый рельефом земной поверхности. В этом смысле топографический пейзаж напоминает тело человека, как писал известный художественный критик Джон Раскин (1819-1900): «Горы выполняют такую же функцию на теле Земли, что и мышцы на теле человека: мышцы и сухожилия гор напрягаются и наполняются мощной энергией, полной экспрессии, страсти и силы. Долины и небольшие холмы, как бездействующие мышцы, движения которых не требуют никаких усилий, покоятся за линиями этой красоты Горы — это скелет Земли».
ПОЛЬ СЕЗАНН. Каменоломня в Бибемю. 1898-1900 гг. Музей Фолькванг (Эссен, Германия). Сезанн писал большие пейзажи, моделируя с помощью цвета топографические элементы земной поверхности. Эти крутые склоны каменоломни изображают абстрактный скульптурный рельеф.
ФОРМА В ПЕЙЗАЖЕ
В отличие от других типов пейзажей на топографических больше внимания уделяется техническим аспектам, а цвет, атмосфера и текстура отодвигаются на второй план. Моделировка -это, по определению, техника изображения форм с учетом их объема.
ХАЙМЕ МЕРКАДЕ. (1887-1967). Приорат. Частная коллекция. Ряды виноградников на этом пейзаже напоминают топографические карты.

ЭДВАРД ХОППЕР. Зерновой холм. Художественный музей Марион Куглер Макней (Сан-Антонио, Техас). На этом топографическом пейзаже моделировка поверхности земли выполнена с помощью светотени и усилена насыщенным ярким светом.

Рубрика: Типы пейзажей ·