Построение композиционной схемы

При создании композиции важно попытаться представить себе сцену абстрактно, то есть свести ее к комбинации масс и пространств. При таком анализе рассматривается каждый элемент. Темные формы имеют большую массу по сравнению со светлыми, так же как крупные по сравнению с мелкими. Следовательно, очень большая масса (лес), расположенная с одной стороны картины, должна уравновешиваться массой с другой стороны (светлого цвета, но больших размеров или меньших размеров, но более темной). Это общий подход, однако, художник может намеренно нарушить правило построения композиции, чтобы создать определенное напряжение, нарушить равновесие масс и тем самым преувеличенно подчеркнуть какой-либо аспект картины.

ЖАН-БАТИСТ КАМИЛЬ КОРО. Буря. 1865-1870 гг. Галерея современного искусства (Милан, Италия). Диагональная композиция делает этот интересный видовой пейзаж очень динамичный и эмоциональным.
Диагональная композиция.

ГЮСТАВ КУРБЕ. Долина реки Лу. 1849 г. Музей изящных искусств (Страсбург, Франция). Зигзагообразная композиция, ведущая вверх, заставляет глаз двигаться к горизонту через каждую плоскость, от ближнегоплана к дальнему.
Зигзагообразная композиция.

ЗАКОН АСИММЕТРИЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

Масса и пространство на картине организованы следующим образом: чем больше масса, тем меньше ее расстояние до центра картины и наоборот. Все массы должны распределяться так, чтобы обеспечивалось их визуальное равновесие.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. Девушка в лесу. 1882 г. Государственный музей Крёллер-Мюллер (Оттерло, Нидерланды). Классическая угловая композиция. Точка схода расположена в углу картины для выделения визуального пути вдоль диагональной линии.
Угловая композиция.

Рубрика: Полезные советы от наших преподавателей ·