Пейзажи с людьми

Не каждая картина, на которой изображены люди, может считаться пейзажем с изображением повседневной жизни. Цель таких картин может состоять не в том, чтобы показать труд людей или определенные социальные обычаи, а в том, чтобы усилить ощущение открытости пространства или подчеркнуть его размеры в сравнении с человеком. Присутствие человека делает пейзаж более живым. На первых в истории живописи пейзажах всегда изображались люди, и у художников не было причин отказываться от этой традиции, позволявшей подчеркнуть мысль, что природой следует либо наслаждаться, либо управлять.
Чаще всего художник располагал фигуру человека сбоку композиции спиной к зрителям, чтобы подчеркнуть, что наиболее важным элементом картины является пейзаж, а не человек Последний наслаждался пейзажем так же, как зритель, рассматривающий картину.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Крестьяне, возвращающиеся с полей. Ок. 1637 г. Галерея Палатина (Флоренция, Италия). На первых в истории изобразительного искусства пейзажах всегда изображались люди. Пространство было лишь частью картин повседневной жизни или фоном для изображения батальных сцен или мифологических сюжетов.
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ. Белые скалы острова Рюген. 1818 г. Частная коллекция. На романтических пейзажах художники обычно изображали одну или две фигуры людей, повернутых спиной к зрителю, в позе восторженного созерцания красоты или могущества природы.

ЖОРЖ СЕРА. Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт. 1886 г. Чикагский художественный институт (США). На этом пейзаже прогуливающиеся и отдыхающие на траве люди придают смысл пространству, превращая его в сцену, которая вызывает ощущение покоя.

Рубрика: Типы пейзажей ·