Формат

Если камера может изменить только ориентацию изображения с горизонтального на вертикальное, то в живописи можно произвольно менять и размеры, и формат картины. Во многих странах установлены стандартные форматы для каждого жанра в соответствии с определенными традициями, сформировавшимися на основе опыта многих поколений художников. Экспериментирование с форматами открывает возможности для создания новых, более оригинальных композиций. Кроме того, некоторые картины имеют сложный композиционно-сюжетный центр и требуют особого формата для раскрытия темы. Наиболее популярный формат — прямоугольный, однако и он имеет немало разновидностей. Чем уже прямоугольник, тем сложнее построить композицию.

Восточный пейзаж XV века, авторство которого приписывается Тао Цину. Многие восточные пейзажи имеют вертикальный формат, усиливающий ощущение глубины пространства и создающий впечатление изысканной помпезности.

ЖАН ОГЮСТДОМИНИК ЭНГР. Вид акведука на территории виллы Боргезе. Ок. 1806 г. Музей Энгра (Монтабан, Франция). В эпоху неоклассицизма многие художники вернулись к круглому формату: такие работы выглядели более изящно, хотя терялось ощущение расстояния между зрителем и картиной. При взгляде на нее создается впечатление, что смотришь в бинокль.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Вид на реку Арно. Ок. 1495 г. Лувр (Париж). Как видим, художники с давних пор используют квадратный формат. Он обеспечивает необходимое равновесие для центрированных пейзажей.

ДЖОВАННИ ФАТТОРИ. Красная башня. 1875 г. Городской музей Джованни Фаттори (Ливорно, Италия). Горизонтальный формат наиболее часто используется для пейзажей, особенно для панорамных видов, так как обеспечивает визуальную связь с горизонтом.

Рубрика: Полезные советы от наших преподавателей ·