Композиционное построение рисунка. Ритм и тектоника (урок 2)

По образному выражению С. Даниэля8, «композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает… все ветви, ответвления и побеги изобразительной формы». Композиция есть форма существования изображения, непременное условие его жизни как выразительно-смыслового целого.
В зависимости от изначальной авторской идеи, функции и стилистической характеристики изображения композиция может быть статичной и динамичной, симметричной и асимметричной, построенной по вертикали или горизонтали, вписанной в простую геометрическую форму (треугольник, круг, квадрат) или построенной на соотношении диагональных осей. В каждом конкретном случае она является и формой, и сутью пластического мышления художника. Его задача — создать равновесие пластических элементов, придать им выразительность и вызвать по отношению к ним чувство синтетического единства.
Значительную роль в организации композиционного построения играет ритм изображения, закономерности ритмической организации пластической формы. Основной принцип ритмического решения — повтор объемов, линий, динамических элементов композиции рисунка. Всегда надо помнить, что ритмические закономерности построения композиции связаны со смысловыми особенностями интерпретации изображения, ритм в композиционном построении наиболее информационен и не бывает случайным. Эффект ритма в композиции подобен эффекту от камня, брошенного в воду. Примеров ритмики вокруг нас достаточно много, это не только расходящиеся круги на поверхности воды, но и стоящие в ряд деревья, расстановка колонн здания, ритмически повторяющиеся всевозможные орнаменты в народном искусстве и вазописи. Общее стремление к упорядоченности и точности форм диктует художнику чувство органичного исполнения, соотносимого с самой функцией ритма. Основная функция ритма – смысло-созидающая, экспрессивная и формо-устанавливающая. Часто ритм соотносится с тектоникой изобразительных форм, то есть распределением на плоскости изобразительных объемов. И ритм, и тектоника взаимно дополняют друг друга. Они симметричны друг к другу. Тектоника — это связь изображения с основными законами построения целого, ее принцип таков: изображаемые фигуры должны соответствовать целому или хотя бы одна из них должна служить опорой. «Тектоника обладает важным свойством — она вносит в композицию элемент функции и придает всему устойчивость», — писал выдающийся знаток искусства М. В. Алпатов.

Рубрика: Построение рисунка ·