Рисунок карандашом

Рисунок — источник и основание всякой художественной деятельности. Владение рисунком начинается с изучения и постепенного и последовательного (от простого к сложному) овладения определенной системой знаний, позволяющих посредством рисунка свободно выражать зрительные впечатления художника, решать образные и конструктивные задачи воплощения художественного замысла, и именно из этой системы знаний складывается профессиональная деятельность художника, рождаются импульсы самостоятельного художественного творчества.

Ведь именно рисунок — основа профессионального мастерства и начало «искусства видеть». Линия, градации света и тени, соотношение светлых и темных пятен, контраст, острота или мягкость соположения графических приемов, ритмика элементов, единое композиционное целое, ощущение плоскости графического листа, его границ — все средства выразительности рисунка согласованы с пространством, на котором разворачивается главная борьба между пластической идеей, предметом и средствами его образного воплощения. Пространство и форма в рисунке взаимоперетекают, влияют друг на друга и в процессе длительного исполнения рисунка обнажают принцип, которому он подчинен, — «строить целое, исходя из целого».

Гибкость зрения начинающего художника при этом не граничит с автоматизмом, ведь рисунок — это всегда творческий процесс, основанный на строгой системе знаний и рисовальческих навыков, усвоение которых потребует определенного времени и настойчивости.

Условность искусства является его неотъемлемым свойством, действия художника-графика, рисовальщика также носят условный характер. Но условно опредмеченный ансамбль графических знаков (линия, штрих, тон, контраст, зрительный разлом, масштаб и т. п.) старается приблизиться к объекту внешнего мира так, как если бы художник одновременно смотрел на него извне и изнутри. Такой ансамбль знаков и форм всегда стремится к максимальной репрезентативности, наиболее полному своему выражению.

Рубрика: На наших лекциях изучаем ·