“Формула рисунка”

Свойственный рисунку лаконизм изобразительных средств подталкивает мышление рисовальщика к умелому соотношению обобщенных, условных, смоделированных в технике рисунка предметных форм и черт, присущих предмету изображения в объективном мире.

Здесь главным оказывается смысловое овладение знаковым пространством изображения. Образы рисунка — всегда образы составные, «синтаксические», носят обобщенный характер и направлены на соположение зрительных форм. Но условность — это не упрощение, не карикатурность модели, это прежде всего смысловой и зрительный акцент на самом существенном, это сдержанная сосредоточенность на основных (типичных) чертах изображаемого предмета, это строгость геометрической формы, скрытой под обтекающим ее узором текучих линий и моделированным светом и тенью объемом изображаемой фигуры.

Два начала господствуют в рисунке: точное наблюдение натуры и гибкость изобразительного мышления. Взаимная уравновешенность целого, ритмическая точность и пространственная текучесть линии, композиционная слитность элементов рисунка способствуют рождению художественного образа. Художник не копирует натуру с фотографической точностью, а анализирует, моделирует и преобразует ее средствами графического языка, делает натуру более выразительной и эстетически ценной.

Соответственно, глаз рисовальщика не только остро воспринимает очертание натуры, но это и «разумный глаз», чувствительный к внутренней игре пластических форм и смысловых ценностей, которые скрываются за ними.

Итак, рисунок — это наука мыслить формой, он позволяет понимать конструктивную основу любого изображения пластической структуры предмета на плоскости.

Перед вами «формула рисунка» — этой своеобразной «живописи черным и белым» — и система правил «изобразительной речи», при помощи которой рисунок говорит нам о нас самих и мире, в котором мы живем.

Рубрика: На наших лекциях изучаем ·