Рисунок карандашом

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
Уильям Блейк

Искусство рисунка — искусство пластического целого.

Именно в нем с наибольшей полнотой и ясностью проявляется незримая связь между образами мира, характером нашего восприятия действительности и изобразительной практикой.

В рисунке воображение художника менее всего стеснено условиями исключительно зрительного восприятия, а форма художественного целого легко поддается всевозможным метаморфозам и подчинена единой пластической идее.

Пластическая идея (замысел, «внутренний образ», предшествующий рисунку) и пластическая форма — знаковые составляющие художественного языка рисунка. Технические навыки рисунка, эмоциональный характер графического знака, линия, свет и тень, композиционное единство, тональность и контраст, ритм и перспектива — необходимые составляющие создания художественного образа.

Линия — основное средство выразительности в рисунке — обретает смысл, начинает что-либо обозначать только в рамках единого пластического целого, в рамках единой пластической формы, подчиненной исходному замыслу художника. Поэтому вполне справедливо считать, что именно рисунок, с одной стороны, служит зеркалом восприятия наглядной предметной формы, а с другой — открывает человеку возможность увидеть «неочевидное в очевидном», нечто такое, что стоит непосредственно за листом бумаги и целиком ему соответствует: действительность, зримый мир вещей и характер их соединения между собой («мгновенный очерк связи вещей»).